Осипова Ольга Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №53 г. Сочи им. Титова  И.С.

 

ЭССЕ

на конкурс: «Учитель года Сочи -2021»

на тему: «Я-учитель»

учителя начальных классов МОБУ СОШ №53 г. Сочи им. Титова И.С.

Осиповой Ольги Сергеевны

   После окончания школы мы все поступали в институты. И так как пединститут был рядом, нетрудно догадаться о моем выборе.

Однажды класс сына остался без учителя. Диплом в руках и желание открыли мне путь стать не только мамой, но и наставником. В первые дни работы стало понятно, что семейный уклад не будет прежним.  Я теперь не мама одного ребенка, я теперь ответственна за целый класс. Но была радость, был огонь. Не было опыта, который хотелось получить сразу. Когда приходит осознание, насколько это кропотливый труд, который нельзя купить, одолжить, то свою профессию начинаешь любить день ото дня все больше и больше.  Мысленно мне было легко. Стремиться совершенствоваться, когда не кто иной, а твой собственный ребенок дает тебе крылья — не исключение, но и не правило.

Какими критериями я пользуюсь в своей практике? Учитель должен быть счастливым. Только счастливый человек может творить и вдохновлять. Следовать им — значит в первую очередь, уметь организовать не только себя, но и окружающих тебя людей. И хотя в работе с младшими школьниками на первое место я выдвигаю творчество и счастье от него, организованность и системность обучения должны идти в ногу.

Ты входишь в класс. В начальной школе ребята легко увлекаются. Твоя задача закрепить это чувство и помочь детям взять его во взрослую жизнь. Уметь видеть в обычном дне, в обычном уроке – чудо. Вложить желание познавать себя, друга за партой, мир за окном.

Побывав в различных временных периодах обучения, я поняла: современный ученик, чтобы быть успешным, должен быть гибким. Гибким в получении новых знаний, в умении ориентироваться в обширных источниках информации, в умении беречь свое здоровье. Но все это должно иметь под собой фундамент – опору на старые добрые знания, которые передаются из поколения в поколение.

И вот я уже давно выпустила класс, где учился мой сын — виновник моего появления в школе, а любовь к школе только окрепла. Появился опыт, появились первые результаты, первые плоды. Теперь я видела многие проблемы с другой, педагогической стороны. Сейчас я уже могу заниматься не только непосредственно уроками, но и задумываться над тем, что же является самым трудным для педагога в школе, что мешает ему расти профессионально и не стоять на месте.

Учитель похож на ученика в классе. Как только он получил пятерку и подарил ее маме, он сразу хочет бегать во дворе. Ему трудно осознавать, что этой пятеркой учебу не ограничить. То же самое происходит и с учителем: достигая поставленных вершин, он не хочет двигаться дальше. Но жизнь вносит свои коррективы.

Этот год оказался переломным в сфере образования. Коронавирусная жизнь заставила учителей вникать и познавать новый для многих вид деятельности – дистанционное обучение. Нет худа без добра, многие люди в это время почувствовали единение с соседями, коллегами по работе, со своей семьей. На место актуальных проблем в образовании последних лет, таких как отсутствие и потеря нравственных ценностей, отсутствие целей, духовная деградация, встала такая проблема, как необходимость стремительно обучиться цифровой передаче информации. Появилась ориентация на продуктивность, а не на привычную критику всего нового.

В такой неожиданно новый период нашей жизни перед педагогами начальной школы встали непростые задачи – продолжить обучение школьников, используя совершенно новые инструменты обучения. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования учебной деятельности. Это значит, что любое упущение во времени было чревато большими пробелами в знаниях ребенка. Сколько бы ребенок ни смотрел на тебя онлайн, он должен был продолжать осуществлять учебную деятельность. А учитель в привычной ему роли учителя стал еще и сам учеником. Появилось чувство неуверенности и растерянности первых рабочих дней, но вместе с этим и чувство единения с учениками, на отсутствие которого так сетовало старшее поколение в последние годы.

Теперь, оглядываясь на прошедшие месяцы учебы в новом формате, можно уверенно говорить о том, с чего я начала свою историю, — необходимо постоянно модернизировать учебный процесс в школе, уметь и не бояться быть гибким. Как научить учеников постоянно востребованным знаниям и навыкам? Как уметь делать прогноз на будущие востребованные профессии? Быть полезным не только для себя, но и для общества? Из личных наблюдений я нашла маленький ответ — нужно больше читать! Да, уже лет десять я слышу, что вернуть этот утраченный обществом навык невозможно. Но что я наблюдаю на своих уроках: мы с удовольствием это делаем вместе. И пусть нас не пугают теперь пандемии: в моих планах создать программу интерактивного классного чтения для начальной школы на базе здоровьесберегающих технологий.

Каждый учитель знает, что вдохновение живет рука об руку с практикой.  Каким бы не был наш приобретенный жизненный и профессиональный опыт, учительская профессия тем и прекрасна, что она дает новые чувства, новые мысли, новые встречи. Это ли не счастье? Какие-то профессии будут утеряны, какие-то возникать вновь, но моя профессия будет всегда актуальна при любой модернизации образования. Учителю всегда есть куда расти. Меняться в нашей профессии – необходимость и это самое прекрасное в учительской жизни, это делает профессию учителя до сих пор актуальной, завораживающей при её выборе.