Доступная среда

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи 

 

Государственная программа «Доступная среда»

Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних. Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную, доступную среду».

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами МОБУ СОШ № 53 им. Титова И.С.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей каждого ребенка на образование рассматривается как одна из важнейших задач МОБУ СОШ № 53 г. Сочи им. Титова И.С., так как в школе обучается 76 обучающихся с ОВЗ, 22 ребёнка-инвалида.

Задачи:
— обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
— организация коррекционной работы и образовательного процесса по различным адаптированным программам начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса, предоставление льготного питания и медицинского обслуживания;
— создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включение детей с ОВЗ в частично-инклюзивное образование;
— расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
— совершенствование системы кадрового обеспечения.

В школе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

  1. Образовательные программы
    На основании рекомендаций ПМПК школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
    2. Штат сотрудников
    В целях реализации адаптированных программ начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекции психофизического развития, развития компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, коррекции и развития всех видов компонентов речи и развития познавательной деятельности, мыслительных операций в школе работают: 3 педагога-психолога, 2 учителя дефектолога, 2 учителя логопеда, 2 тьютора.
    3. Формы обучения
    По рекомендациям врачебной комиссии и на основании заявления родителей (законных представителей) учащимся организовано, как индивидуальное обучение на дому с возможностью инклюзивного образования, так и обучение в очной форме (в классе) в соответствии с типом АООП.
    4. Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют.

В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
5. Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограничениями движения

Для проведения практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал.
В школе функционируют: кабинет педагога-психолога для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, кабинет учителя дефектолога и учителя логопеда для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися.
6. Школьная библиотека
В образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой. имеются учебники и учебные пособия для использования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, книги для чтения, хрестоматии

  1. Объекты спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
    В инфраструктуру школы входит спортивно-игровая зона, включающая в себя баскетбольную площадку, стадион со специальным покрытием и беговой дорожкой. Имеется два спортивных зала, актовый зал для проведения уроков по ритмопластике Спортивные залы имеют хорошую или удовлетворительную материально-техническую базу для выполнения в полном объеме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований. Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
    8. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограничениями движения
    Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, раздаточный материал, атласы и т.д.
    Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.
    Демонстрационные – макеты, интерактивные доски, стенды и т.д.
    Электронные образовательные ресурсы – сетевые образовательные ресурсы и т.д.
    Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.
    Учебные приборы – микроскопы, приборы для измерения силы света, звука и т.п.
    Спортивное оборудование – гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды.

В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками. Во время проведения занятий в классах, где обучаются  обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.

  1. Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
    Вход в школу оборудован пандусом, входная группа дверей в здание школы, а также глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед входной дверью и в холле школы соответствуют требованиям, предъявляемым к размерам и расстояниям, для свободного пользования инвалидами-колясочниками.

При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал.

На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.

  1. Специальные условия питания
    Обучающиеся в очной форме дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием. Питание осуществляется АНО «Стандарты социального питания». Обучающимся детям-инвалидам, детям с ОВЗ получающим образование на дому бесплатное двухразового питания предоставляется в виде денежной компенсации.
    11. Специальные условия охраны здоровья
    Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданы условия для охраны здоровья.
    Охрана здоровья обучающихся в нашей школе включает в себя:
    1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
    2) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
    3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    4) организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
    5) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом;
    6) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
    7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
    10) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
    Организация охраны здоровья обучающихся, оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется специалистами ГБУЗ «Краевая больница № 4». Медицинский кабинет школы оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с действующим законодательством РФ.

В школе организовано психологопедагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.  В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан ПМПк. ПМПк школы реализует диагностико – консультативную, методическую и  коррекционно – развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 7 до18 лет. Деятельность ПМПк направлена на  решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием,  обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с  различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума.  С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  организуются  индивидуальные и групповые психологические консультирования, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально – профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого — педагогической медицинской и социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.
12. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОБУ СОШ № 53 им. Титова И.С. и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
13. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На официальном сайте  школы в разделе «Дистанционное образование» –опубликован список электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
14. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время в школе отсутствуют, так как нет запроса потребителей.
15. Наличие условий беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
Интернат и общежитие, в том числе приспособленные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
16. Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Общежитие и интернат в МОБУ СОШ № 53 г. Сочи им. Титова И.С. не предоставляются.
Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Исполнитель:

Бармина Маргарита Ишхановна, зам директора по УВР
8-988-401-73-69