Функциональная граммотность

Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Документы федерального уровня

  1. МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
  2. МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
  3. МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»
  4. МП РФ, приказ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
  5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
  6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  7. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Документы регионального уровня

  1. Приказ №2979 от 21.09.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Краснодарского края»
  2. Приказ №3590 от 01.12.2021г. «О внесении изменения в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. № 2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края» 

Документы муниципального уровня

  1. Приказ №1359 от 11.10.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций города Сочи»
  2. Приказ №1712 от 06.12.2021г «О внесении изменения в приказ управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ города-курорт Сочи от 01Л 2.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
  3. Приказ №74 от 26.01.2022 г «Об усилении комплекса мер по повышению качества образования и объективности оценивания индивидуальных достижений обучающихся в общеобразовательных организациях города-курорта Сочи»
  4. Приказ №1258 от 27.11.2020 г. «Об утверждении перечня мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности в образовательных организация в г. Сочи в 2020-2021 учебном году»

Документы и материалы школьного уровня

  1. Приказ №118/4 ОД от 11.10.2021г. «Об организации работы по развитию функциональной грамотности обучающихся
  2. Приказ 142/1 ОД от 07.12.2022 г «О внесении изменения в план мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №53 г. Сочи им. Титова И.С. на 2021-2022 учебный год»
  3. План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №53 г. Сочи им. Титова И.С. на 2021-2022 учебный год

Материалы для  обучающихся и педагогов направленные на формирование функциональной грамотности

  1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке
  2. Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
  3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
  4. Сборник информационных и методических материалов для педагогов
  5. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
  6. Функциональная грамотность в школе. Пособие для детей и родителей.
  7. Функциональная грамотность школьников
  8. Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление.
  9. Методические рекомендации по повышению качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Краснодарского края на основе результатов международного исследования PISA-2019
  10. СБОРНИК ЛУЧШИХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
  11. СБОРНИК ЛУЧШИХ ПРАКТИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
  12. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Электронные образовательные ресурсы направленные на формирование функциональной грамотности

  1. https://fg.resh.edu.ru/
  2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
  3. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  4. Руководство пользователя