Функциональная грамотность
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Документы федерального уровня
- МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
- МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»
- МП РФ, приказ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Документы регионального уровня
- Приказ №2979 от 21.09.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Краснодарского края»
- Приказ №3590 от 01.12.2021г. «О внесении изменения в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. № 2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
Документы муниципального уровня
- Приказ №1359 от 11.10.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций города Сочи»
- Приказ №1712 от 06.12.2021г «О внесении изменения в приказ управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ города-курорт Сочи от 01Л 2.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- Приказ №74 от 26.01.2022 г «Об усилении комплекса мер по повышению качества образования и объективности оценивания индивидуальных достижений обучающихся в общеобразовательных организациях города-курорта Сочи»
- Приказ №1258 от 27.11.2020 г. «Об утверждении перечня мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности в образовательных организация в г. Сочи в 2020-2021 учебном году»
Документы и материалы школьного уровня
- Приказ №118/4 ОД от 11.10.2021г. «Об организации работы по развитию функциональной грамотности обучающихся
- Приказ 142/1 ОД от 07.12.2022 г «О внесении изменения в план мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №53 г. Сочи им. Титова И.С. на 2021-2022 учебный год»
- План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №53 г. Сочи им. Титова И.С. на 2021-2022 учебный год
Материалы для обучающихся и педагогов направленные на формирование функциональной грамотности
- Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
- Функциональная грамотность в школе. Пособие для детей и родителей.
- Функциональная грамотность школьников
- Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление.
- Методические рекомендации по повышению качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Краснодарского края на основе результатов международного исследования PISA-2019
- СБОРНИК ЛУЧШИХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
- СБОРНИК ЛУЧШИХ ПРАКТИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Электронные образовательные ресурсы направленные на формирование функциональной грамотности
- https://fg.resh.edu.ru/
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Руководство пользователя